Никто достоверно не знает, когда возникло вязание. Но, вероятно, первой вязальщицей все-таки была Пенелопа, распускавшая за ночь то, что успела связать за день. Самые ранние образцы вязаных носков были найдены в Египте. Носки богато украшены не только простыми, но и сложными узорами, вывязанными по принципу ковровых бордюров.
Самыми выдающимися вязаными вещами Средневековья являются две подушки, найденные в испанских гробницах. Они сплошь покрыты двухцветными сложными узорами, в которых доминируют арабские мотивы. Необычайна плотность вязания этих подушек — на 2,5 см приходится 20 лицевых петель. Подобные вещи той же эпохи имеются и в Швейцарии. Это великолепно связанные мешочки для хранения реликвий и литургические перчатки.
Панталоны и юбка как шедевры вязания.
В музее Дрездена хранятся великолепно связанные панталоны середины XVI века. Короткие панталоны связаны с разрезами, сквозь которые виднелось нижнее белье. Сама вещь украшена узорами из изнаночных и лицевых петель, ажурными узорами. Соответственно существующей в то время моде, гульфик панталон украшен платочным вязанием, ряды которого чередуются с рядами узора в стиле «мох».
В Лондонском музее хранится вязаная шелковая блуза короля Карла I (XVII век), бывшая на нем в день казни. Она связана из изнаночных петель дамасским узором. В ту же эпоху уже вязали одежду с добавлением металлизированных нитей, имитируя жаккардовую ткань.
Самым неповторимым образцом вязания является хранящаяся в том же Лондонском музее голландская юбка. Она связана из белой шерсти дамасским вязанием. Окружность юбки — 3,2 м, длина — 0,8 м. Вся ее поверхность полностью покрыта узорами из птиц и животных. Кого там только нет! Петухи, гуси, собаки, коровы, кабаны, носороги, крокодилы и прочие представители животного мира. Причем по всей поверхности юбки нет ни одного повторяющегося мотива. Практически по ней можно изучать зоологию.
Экзамены на мастера вязания.
Вплоть до XVIII века в Европе существовали гильдии мастеров вязания. Их членами были исключительно мужчины. Достичь звания мастера было чрезвычайно трудно, предшествовал этому долгий процесс обучения. Сначала надо было проработать три года учеником, затем три года — подмастерьем. После шести лет обучения следовал трудный экзамен.
Будущий мастер в течение 13 недель должен был изготовить валяную шерстяную шапку, пару украшенных вышивкой перчаток или чулок, жилет или рубашку. Но самым сложным являлось изготовление вязаного ковра размером 1,5 х 1,83 м, на котором должны были быть изображены животные, орнаменты из листьев и цветы. Такие ковры не стелились на пол, а использовались либо как скатерти, либо как настенные гобелены.